Тяжелый танк "Тигр II" или "Королевский Тигр"



<< Главное меню Германия Обзор >>

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Разработка танка призванного сменить Тигр началась за полгода до того как сам Тигр пошёл в серию, в самом конце 1942 начале 1943 года! И снова заказ на производство получили фирмы Хеншель и Порше, имевшие опыт в создании тяжёлых танков. Порше разработал и предложил два проекта, базирующиеся на предыдущей своей разработке - VK 4501(P). Первый - "Тип 180" имел центральное расположение башни. У второго - "Тип 181" - башня была смещеня назад и моторное отделение посередине (компоновка как у современного израильского танка "Меркава"). Оба прототипа использовали шасси, силовую установку с электрической трансмиссией и другими агрегатами от VK4501(P). Фактическое различие заключалось в компоновке узлов машины. Эти машины не были воплощены в железе - собрали только деревянные модели. Конструкторы заводов Хеншель разработали более технологичную машину да, к тому же, на много быстрее. В своей машине они применили множество агрегатов от "Пантеры" и "Пантеры 2", начало производства которой планировалось в следующем году. VK4503(H) (прототип Хеншель) сильно отличался от дизайна Тигра . Его конструкция скорее напоминала "Пантеру" с её рациональными углами наклона брони. 20 октября 1943 года деревянный макет прототипа Хеншеля был продемонстрирован Гитлеру в его резиденции в Восточной Пруссии.

Подготовка к производству на заводе Хеншель в Кассле началась в декабре 1943 года. В рамках подготовки была выпущена установочная партия из трёх танков. Массовое же производство началось в январе 1944 года. Первоначально танки производились на фирме Хеншель завод  Вегман и Ко, а в Касселе осуществлялся монтаж башен. В мае 1945 года к выпуску танков должна была преступить фирма Нибелунген в Санкт-Валентине. Всего к 31 марта 1945 года было выпущено 477 танков (по другим источникам - 489) Pz-VI Ausf В (по принятой немцами единой системе обозначения именовался также Sd. Kfz. 182 - "специальная боевая машина типа 182"). Когда завод попал в руки американцев, еще 8 машин находилось в стадии сборки. На первые 50 танков установили башни танков VK4502 (P) (так называемые башни проф. Порше). На последующих машинах устанавливали башни разработанные на фирме Хеншель. Основное различие - в форме лобового листа. Башня Порше имела округлую форму лобовой брони командирскую башенку, размещенную так, что она выходила за контур башни, образуя выступ. На левом борту башни располагался люк, служащий для выброса стреляных гильз. В задней стенке башни, (как и у Хеншель) находился люк, служащий для погрузки боеприпасов и эвакуации экипажа .Однако, если с тигром Порше получилась неоднозначная ситуация, то с новой башней было всё абсолютно ясно: использовать её было нельзя поскольку, попадая в лобовую часть, бронебойный снаряд рикошетил вниз, пробивая при этом тонкую крышу или люки механика-водителя и стрелка радиста. Кроме того, новая башня Хеншель имела более технологичную конструкцию.

В процессе серийного выпуска танк был несколько модифицирован. Изменения коснулись вооружения танка и мелких доработок в области бронирования силового отделения. Был модифицирован буксирный гак. В 1944 году большая часть танков воевавших на Западном фронте получило дополнительное бронирование силового отделения, защищавшее воздухозаборники. У башни Порше бронирование лба составляло 107 мм, борта и корма 80мм, крыша 40мм. А у Хеншель - лоб 180мм борта и корма 80мм, крыша 40 (42)мм. Танк с башней Хеншель весил 68000 кг а с башней Порше 67500 кг. Танки с башней Порше имели дополнительное оборудование для преодоления водных преград по дну. 10 танков с Башней Хеншель были переделаны в командирские танки. Они имели радиостанции FuG-5, FuG-7(Sd.Kfz. 267) или FuG-5, FuG-8(Sd.Kfz. 268). Собственно переделка линейной модели в командирскую заключается в расчистке за счет боезапаса места под ещё одну более мощную радиостанцию и установке ещё одной антенны.



Ссылки:

- Описание конструкции
- Боевое применение



Hosted by uCoz