Средний танк M4A2 "Генерал Шерман"
|
Этот подвиг был совершён советскими танкистами в марте 1944 года во время
наступления Красной армии на Украине.
Наградной лист:
"...Младший
лейтенант Сиваков А.В., в ночь с 13 на 14 марта, следуя по маршруту полка, по
пути узнал, что по его маршруту в селе Явкине находиться противник. Это его
не смутило и он решил во что бы то ни стало с боем пробиться к своей части. Подойдя
вплотную к селу Явкину, младший лейтенант Сиваков открыл ураганный огонь из
всех видов оружия танков М4А2, на предельной скорости ворвался в село. Умело
маневрируя по улицам, создал видимость, что в село ворвалось, по меньшей мере
10 танков. Противник в панике метался от одного дома к другому, с одной улицы
на другую, но всюду попадал под ураганный огонь и гусеницы танка...
В ночь с 14 на 15 марта противник , подтянув значительные силы, пошел в
контратаку на село Явкино. Отражая атаку противника, маневрируя по селу, танк
попал в противотанковый ров. Не имея возможности использовать пушку и
пулеметы, дал возможность противнику вплотную подойти к танку и предложить
сдаться экипажу в плен, на что Сивков ответил открытием огня и с возгласом:
"Комсомольцы в плен не сдаются!" - забросал их гранатами.
Противник бежал, оставив десяток трупов у танка. Тогда младший лейтенант
Сивков, используя зенитную установку, стал расстреливать убегающего
противника. Израсходовав все боеприпасы, не имея возможности вести дальнейшую
борьбу, младший лейтенант Сивков взорвал себя и поджег танк."
Вывод:
представляю посмертно к званию Героя Советского Союза.
Командир 212-го отдельного танкового полка
Гвардии майор Барбашин.
На вооружении 212-го отдельного танкового полка, входившего в состав 4-ого
гвардейского мехкорпуса состояли американские танки М4А2 "Генерал
Шерман", которые поставлялись в СССР по ленд-лизу в годы войны.
В США в 20-е и 30-е годы, несмотря на интенсивные работы в области
опытного танкостроения и создание нескольких очень удачных образцов, значение
танковых войск явно недооценивалось.
К началу второй мировой войны танковый парк армии США насчитывал около 400
танков, среди которых было всего 18 средних. Результаты германского
"блицкрига" в Польше и Франции вызвали переполох в военных кругах
США и способствовали резкому повороту в сторону механизации армии.
В 1941 году началось производство среднего танка M3 "Генерал Ли"
Вооружение его составляла 75-мм пушка, установленная в спонсоне. Общая
огневая мощь была достаточно велика. Но 75-мм пушка имела ограниченный угол
горизонтального обстрела (32°), что снижало ее эффективность. Корпус танка по
габаритам и конфигурации был также неудачен. Чрезмерно большая высота (3130
мм) делала его хорошей целью; невысокими были и ходовые качества.
|
Советский M4A2(76)W. Вена. Апрель 1945.
|
Американцы отлично сознавали недостатки этого танка, поэтому сразу после
начала его серийного выпуска начались работы по созданию нового, более совершенного
среднего танка с 75-мм пушкой в башне кругового вращения. В сентябре 1941
года прототип его, получивший индекс Т6, был передан на Абердинский полигон.
Изготовление опытной партии началось в ноябре. В американской армии танк,
стандартизированный под индексом М4, назвался "Генерал Шерман", в
честь генерала, командовавшего войсками северян во время гражданской войны в
США; в английской - просто "Шерман".
Принципиально все модели танка "Генерал Шерман" (М4, М4А1, М4А2,
М4А3, М4А4, М4А6) ничем не отличались друг от друга за исключением разного
вооружения. По внешнему виду резко выделялся лишь М4А1 со своим литым
корпусом. Башни, размещение узлов и агрегатов, ходовая часть - все было
одинаковым. Все модели получили единую литую лобовую деталь - крышку
трансмиссионного отсека (вместо сборной из 3-х частей, применявшейся ранее),
овальный люк заряжающего, фальшборта, накладную бортовую броню и многое
другое.
Первоначально танки имели смотровые щели в лобовом листе корпуса; затем их
закрыли броневыми кожухами и ввели перископы, и, наконец, в конце 1943-го -
начале 1944 года появилась цельная лобовая плита, а люки были перенесены на
крышу корпуса. Правда, пришлось изменить угол наклона лобовой брони с 47° до
56°.
Главным же отличием Шерманов друг от друга был тип силовой установки.
Дизельный М4, обозначенный как М4А2 поставлялся по Ленд-лизу. Американцы
использовали этот танк только в корпусе морской пехоты, потому что на флоте
проблемы с соляркой не возникало.
Танков с горизонтальной подвеской HVSS было получено Россией 183 шт.
|
Шерман на Поклонной горе. Москва. 1999. (П.Заика)
Шерман на Поклонной горе. Москва. 1999. (П.Заика)
|
После окончания военных действий на Дальнем Востоке часть ленд-лизовских
американских "Шерманов" с горизонтальной подвеской (М4А2 (76)W
HVSS) была переделана в тягачи. С танков сняли башни, а образовавшееся в
крыше корпуса отверстие заварили стальным листом, на котором установили
командирскую башенку с "Шермана". Тягачи оборудовали тяговой
лебедкой и стрелой. Большая их часть поступила в восстановительные поезда
железных дорог Северного Кавказа и Украины, где они эксплуатировались до
конца 60-х годов.
Отдельные машины можно было встретить на Украине и в 80-е годы, а в
восстановительном поезде железнодорожной станции Морозовская на Северном
Кавказе тягач "Шерман" эксплуатировался до 1996 года!
По некоторым сведениям, на сегодняшний день в России сохранились только
два таких тягача. В 1989 году "танковую колонну" музея ВВС
Северного флота пополнил тягач "Шерман", поступивший из восстановительного
поезда железнодорожной станции Ставрополь Северо-Кавказской. железной дороги
(последний из четырех тягачей, имевшихся в этом поезде, был сдан на
металлолом в 1995 году).
Тягач "Шерман" восстановительного поезда станции Морозовская
после списания в ноябре 1997 года железнодорожники передали в Центральный
музей Великой Отечественной войны в Москве, который планирует реставрировать
его в танк (дело осложняется отсутствием башни).
|